Музей-усадьба С.В. Рахманинова

Семинар-практикум А. Б. КОВАЛЕВА по теории богослужебного пения

 Ковалев афиша СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ А. Б. КОВАЛЕВА по теории богослужебного пения
понедельник, 24 марта 2014 г., 11.00
в рамках VI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРАВОСЛАВНАЯ ИСТОРИЯ
И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» 
Андрей Борисович Ковалев - кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Академии хорового искусства имени В. С. Попова, автор учебного пособия «История и теория богослужебного пения», статей о русской духовной музыке XIX-XX веков, о библейско-христианской  Ковалев тематике в современной музыке. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII-XX веков. Специфика жанра и организация цикла». Сегодня также является певчим и головщиком в храме на клиросе.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
1. Лекционный раздел
1.1. Введение в курс «Теория богослужебного пения», преподаваемый в Академии хо-рового искусства имени В.С.Попова. Тематическое построение курса, виды деятельности: лекционный и практический, учебные пособия: А. Ковалев «История и теория богослужебного пения»; Г. Печенкин «Пение на глас» и др.
2.1. Вопрос периодизации истории церковного пения в России.  Расцвет столпового знаменного пения в XV-XVI веках. Гласо-попевочная система. Пение на глас. Исторический аспект культуры Московской Руси этого периода и общая характеристика сложившихся к этому времени роспевов (столпового, большого знаменного, путевого,  демественного).

 Ковалев превью 2. Практический раздел
1.2. Пение на глас как одна из наиболее доступных и  употребляемых певческих форм монодийного пения в современной клиросной практике. Ознакомление с напевами само-гласнов малого распева и запевными строками по методике, разработанной Г.Печенкиным. Ознакомление с безлинейной крюковой нотацией. Определение функций знамен в простей-шем мелодическом контексте запевных строк и строк самогласнов малого распева.
2.2. Гласо-попевочный принцип построения песнопений столпового знаменного рос-пева.  Попевки, лица, фиты, лица-попевки как относительно устойчивые мелодико-ритмические обороты песнопения, графически выраженные определенным комплексом знамен.  Сравнительный анализ последования попевок в песнопении «Достойно есть» второго и шестого гласов. Рассмотрение попевочной структуры догматиков первого и восьмого гласов.


<< Вернуться на предыдущую страницу