Музей-усадьба С.В. Рахманинова

Новое издание: Андрей Захаров. Сюита. Соната

Новое издание: Андрей Захаров. Сюита. Соната

Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка» выпустил в свет новое издание камерных произведений композитора Андрея Захарова.

Библиографическое описание: Захаров, А. А. Сюита [Ноты]: для струнного квартета; Соната: для скрипки и фортепиано / Андрей Захаров; ред. И. Н. Вановская; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». — Партитура и голоса. — Тамбов: РИО МУРИ, 2017. — 40 с., 5 парт. (24 с. разд. паг.). — Тит. л. парал. рус., англ. ISMN 979-0-9003245-0-4

Памяти Виталия Семёновича Ходоша...

Андрей Александрович Захаров — композитор, скрипач, педагог. Родился в Ростове-на-Дону в 1985 году. Выпускник Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова по классу скрипки (2011, класс профессора С. И. Нестерова) и аспирантуры по специальности «Искусство музыкально-инструментального исполнительства» (Ансамблевое исполнительство на струнных инструментах) (2013, класс профессора М. П. Черных)
С 2014 г. студент кафедры теории музыки и композиции РГК им. С. В. Рахманинова (класс композиции профессора В. С. Ходоша, с 2016 г. — класс композиции профессора В. Ф. Красноскулова). Лауреат IV Международного конкурса композиторов на создание произведений для хора (конкурсная  работа выполнена под руководством профессора В. С. Ходоша;    I премия; Вологда, 2016).
Автор циклов пьес для скрипки, прелюдий для фортепиано, хоровых и симфонических произведений (в том числе Симфониетты для оркестра, вокально-симфонической поэмы «Приношение Рахманинову», поэмы для смешанного хора «Видения» на стихи Н. Рубцова, поэмы для детского хора «На заре» и др.)
Впервые произведения А. Захарова изданы в 2014 году в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка»: это Поэма для баритона, хора и симфонического оркестра «Приношение Рахманинову» и «Воспоминание об Ивановке» для скрипки (флейты) и фортепиано.
Многие произведения автора получили воплощение на концертной эстраде: пьесы для скрипки (в исполнении автора, партия фортепиано — Олег Андреев, 2012), Сюита для флейты и кларнета (Александра Новикова, Юлия Головинова, 2015), Поэма «Приношение Рахманинову» (хор и оркестр РГК им. С. В. Рахманинова, солист — Артем Скоков, 2015), Соната для скрипки и фортепиано (Мария Романюк, Анастасия Трофимова, 2016), Сюита для струнного квартета (Николай Аверичев, Андрей Захаров, Екатерина Литвинова, Дарья Сулина, 2016).

Сюита для струнного квартета (2016) содержит четыре части. Первая часть — «воспоминания души», светлая элегия в духе русской песенно-инструментальной лирики эпохи романтизма. Вторая часть— скерцо в трехчастной форме. Словно силуэты, проносятся отголоски и моторной музыки двадцатого века, и средневековой серенады, и «симфонического» вальса. В Adagio (третья часть) излагается скорбная тема, пропетая альтом, как исповедь тихо страдающего сердца. Средняя часть Adagio рисует картину похорон, страдания израненной души, пение панихидного хора. Четвертая часть — острая токката с перекрестными, постоянно меняющимися акцентами. В целом квартет носит характер яркого лаконичного цикла, продолжающего традиции отечественной камерной музыки.

Соната для скрипки и фортепиано написана в 2015 году. Работа над произведением началась в Ивановке, закончена в Ростове. В Сонате три части. В первой части тонально-гармонически неустойчивая главная партия контрастирует с изящной вальсообразной побочной, закладывая конфликт двух сознаний, двух разных эпох. В разработке «вальс» подвергается значительным изменениям и звучит искаженно, «урбанистически». Конфликтность первой части разрешается во второй. Лирическое Adagio передает импрессионистическое восприятие природы, при котором каждая нота — тончайший изгиб чувства; говоря словами Б. Асафьева, неспешная прогулка «в садах человеческого сердца». В кульминации части звучит хорал, словно пение неземных ангельских хоров, — это явная аллюзия на музыку С. В. Рахманинова, сделанная автором в точке золотого сечения Сонаты. Здесь композитор почти цитирует то самое сокровенное, что является для него источником вдохновения. Третья часть — виртуозная тарантелла со сложнейшими партиями скрипки и фортепиано. Основные темы сонатной формы финала написаны в жанре оживленных старинных танцев: главная партия — тарантелла, побочная — жига. В Сонате гармонично соединены классические и романтические традиции с современными техниками композиции.

Андрей Захаров


<< Вернуться на предыдущую страницу