Новое издание: Ковалев А. Б. Духовная музыка С. В. Рахманинова: монография / А. Б. Ковалев; Акад. хорового искусства им. В. С. Попова, Музей-заповедник С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред. И. Н. Вановская. — Тамбов: Музей-заповедник С. В. Рахманинова «Ивановка», 2022. — 136 с. — ISBN 978-5-6042483-8-6. — Текст: непосредственный.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
В. В. МЕДУШЕВСКИЙ;
кандидат искусствоведения, доцент кафедры хорового дирижирования
Академии хорового искусства имени В. С. Попова
А. К. ПЕТРОВ
Монография посвящена религиозно-философскому аспекту творчества великого композитора, его связи с церковно-певческой традицией, символикой Священного Писания. Основное внимание сосредоточено на традиционных жанрах русской духовной музыки в творчестве С. В. Рахманинова (Духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу», Литургия св. Иоанна Златоуста ор. 31, Всенощное бдение ор. 37), которые непосредственно связаны с православным богослужением. В монографии также обзорно рассматривается целый ряд вокальных и инструментальных произведений композитора, относящихся к светской музыке, в содержании которых весьма ощутим литургический подтекст как на уровне образно-тематического содержания, так и на уровне элементов композиции (Первая и Третья симфонии, Третий фортепианный концерт, «Вокализ», «Симфонические танцы» и др.).
Книга предназначена для профессиональных музыкантов, а также представляет интерес для широкого круга читателей.
Андрей Борисович Ковалев — доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и теории музыки Академии хорового искусства имени В. С. Попова. Автор учебного пособия «История и теория богослужебного пения» (2012), монографий «С. В. Рахманинов и традиционные жанры русской духовной музыки» (2015), «Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX — начало XXI веков)» (2018), «Духовная музыка Н. С. Голованова» (в соавторстве с А. С. Полторухиным, 2019). Выступает со статьями и докладами на научных конференциях по проблемам жанровой типологии, традиции и новаторства, специфики анализа русской духовной музыки второй половины XVIII — начала XXI века. Является певчим и головщиком знаменного клироса.