Музей-усадьба С.В. Рахманинова

Новости

Архив новостей

Пресса о нас: Музыкальный клондайк №9 (166) сентябрь 2016

 2016-10-08 Музыкальный клондайк №9(166) сентябрь  2016
ИВАНОВКА  – СТОЛИЦЫ ЗАВИДУЮТ
В музее-усадьбе прошел Второй международный фестиваль имени Сергея Рахманинова
http://www.muzklondike.ru/archive/
muzklondike.ru           art center.ru

АРТ-ИСТИНА
ИВАНОВКА, РАХМАНИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ… PDF

В сентябре в Музее-усадьбе Сергея Рахманинова в Ивановке прошли два концерта (о дате третьего будет объявлено дополнительно) II Международного фестиваля им. С. В. Рахманинова.

После первого фестиваля, состоявшегося в июне 2014 года, когда в Ивановке побывал с грандиозными программами Российский национальный оркестр во главе со своим художественным руководителем и главным дирижёром Михаилом Плетнёвым, было объявлено, что фестиваль «обязательно продолжится». Продолжения ждали два года. В начале сентября 2016-го рахманиновский фестиваль в Ивановку вернулся.

Александр ЕРМАКОВ:
– В своей сытой зарубежной жизни в 1932 году Рахманинов пишет: «Живя в России, я постоянно стремился в Ивановку. Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда стремлюсь». Туристы каждый день задают мне вопрос: «А чем Рахманинову так понравилась Ивановка, ведь здесь ничего интересного нет?» Однако с 1902 по 1917 года, какие бы Сергею Васильевичу не предлагались гонорары за концерты, он отказывался отсюда выезжать… За границей в эмиграции Рахманинов напишет всего шесть опусов и сделает чуть больше десяти разных транскрипций. Шесть опусов за 26 лет! Из которых, кстати, три он начал творить здесь. Для сравнения – в одно лето 1909 года Рахманинов пишет в Ивановке Симфоническую поэму «Остров мертвых», 3-й концерт для фортепиано с оркестром и Первую сонату. Для своей работы он выбрал во флигеле самую маленькую, холодную, тёмную комнату. У нас в усадьбе меньше кабинета Сергея Васильевича по пло-щади помещения нет. Дважды – один раз Наталья Александровна, один раз тёща – попытались перенести его кабинет, но входил Рахманинов с бровью на переносице и моментально всё восстанавливалось на месте. Что его здесь привлекало? Какие силы, неведомые нам? Это он унёс с собой...

И в наше время Ивановка, как магнитом, притягивает к себе любого музыканта. Правда, в этот раз на фестиваль выбрался не такой многочисленный десант, как в первый, тем не менее продуманная программа нынешнего, несмотря на камерность, обещала публике не меньшее эмоциональное потрясение.

Александр ЕРМАКОВ:
– Ивановку включили в совместный проект Министерства культуры России, Министерства сельского хозяйства, Администрации Тамбовской области и Администрации Уваровского района о строительстве залов, домов культуры в сельской местности. Строительство должно начаться в ближайшее время и завершиться до сентября 2017 года. На это предназначено 158 миллионов рублей капитальных вложений. Рядом с усадьбой будет построен большой комплекс, включающий концертный зал на 500 мест, выставочный зал, другие помещения.

Первый вечер фестиваля уже вписался в историю: в этот день усадьбу посетили Советник Президента Российской Федерации Владимир Толстой и Вице-губернатор Тамбовской области Сергей Чеботарёв, которые привезли с собой документы с принятым решением о строительстве в Ивановке концертного зала и гостиницы.

В первом концерте фестиваля приняли участие музыканты молодые, но уже известные и пользующиеся заслуженным признанием. Александра Кадурина, меццо-сопрано, приглашённая солистка Большого театра, и пианист-концертмейстер труппы Большого театра Артём Гришаев подготовили программу из романсов Чайковского, Мусоргского, Свиридова и Рахманинова.

Александре удалось великолепно передать пронзительную трепетность и драматизм каждого из этих маленьких шедевров. Её меццо, тёплое, гибкое, заполнило каждый уголок гостиной, да и акустика была здесь особенной: звук словно улетал вверх, по винтовой лестнице к небу. Артём Гришаев, профессионал высочайшего класса, не просто «сопровождал» Александру, а создавал образы вместе с ней. На бис были исполнены русская народная песня «Катерина» в обработке Прокофьева и «Не пой, красавица, при мне…» Рахманинова. Восторженная публика долго рукоплескала исполнителям.

Во второй вечер в Ивановке выступили народный артист России Алексей Бруни (скрипка), Максим Тарноруцкий (виолончель) и Павел Домбровский (фортепиано). Программа была составлена так, чтобы показать преемственность русской композиторской школы. Концерт открылся «Элегическим трио» № 1 соль минор Рахманинова, затем исполнили сочинения учителей Сергея Васильевича – Сонату для скрипки и фортепиано ля минор Сергея Танеева и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Антона Аренского. Бруни, Тарноруцкий и Домбровский блестяще представили программу, хотя времени на совместные репетиции у них практически не было. Впрочем, разве могло быть по-другому, ведь каждый из участников концерта – блистательный, глубокий музыкант, к тому же в совершенстве владеющий ансамблевыми навыками?

Оба концерта в Ивановке стали яркой страничкой Второго рахманиновского фестиваля. Впереди – ещё один камерный вечер с участием Михаила Плетнёва.

Ирина ШЫМЧАК Фото автора


<< Вернуться на предыдущую страницу