Музей-заповедник С. В. Рахманинова

А в «Ивановке» по-прежнему прекрасно…

Татьяна Юрьевна Зима,
кандидат искусствоведения,
доцент Московского государственного
университета культуры и искусств

А в «Ивановке» по-прежнему прекрасно…

В мире есть много замечательных уголков, каждый из которых отмечен только своей, особой, природной красотой, пропитан своим уникальным ароматом, наполнен пением птиц, видавших, возможно, иные края, но поющих от всей души лишь на родной земле. Подобно перелётным птицам ежегодно стремился по весне (с 1890-го по 1917-й) в степную часть юга Тамбовской губернии и Сергей Васильевич Рахманинов; из самой дальней точки земного шара он спешит в любимую Ивановку, где в старинной дворянской усадьбе ему наиболее продуктивно работалось. Ради этого благословенного уголка он отказывался на весенне-летний период от престижнейших гастролей по Америке, Европе, России. И не напрасно: именно здесь, на берегу некогда пересохшей речки Вязовки, им были рождены Первая и Вторая симфонии, «Утёс», «Остров мертвых», «Цыганское каприччио», оперы «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь», кантата «Весна», вокально-симфоническая поэма «Колокола», Литургия Святого Иоанна Златоуста и многие-многие другие гениальные творения. О  том, как происходил процесс воплощения творческих замыслов композитора здесь и по сей день спорят исследователи-музыковеды, научные сотрудники музеев и архивов, музыканты-практики, преподаватели, краеведы и прочие специалисты.
В этом плане воссоздаваемая с конца 1960-х годов рахманиновская «Ивановка» сегодня объективно превратилась в крупнейший мировой центр сохранения и распространения российского культурного наследия, связанного с именем одного из русских гениев, в музыке которого (по меткому замечанию Н. Метнера) «во весь рост подымается Россия».
В этом году, в 140-летний юбилей С. В. Рахманинова, на Тамбовщине в пятый раз(!) состоялась Международная научно-практическая конференция, в которой приняли участие 57 учёных и музыкантов-исполнителей из разных городов России (Москва, Петербург, Екатеринбург, Саратов, Ростов-на-Дону, Уфа, Астрахань, Воронеж, Волгоград, Великий Новгород, Тамбов), Украины (Киев, Харьков) и США (Балтимор, Мериленд; Линкольн, Небраска). Сотрудники Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М. И. Глинки, представители Русского Музыкального Издательства, Государственного института искусствознания и двадцати учебных заведений (среди них — 5 зарубежных) обменивались научной информацией и обсуждали различные проблемы творческого наследия С. Рахманинова (стиль, жанр, интерпретация), духовно-нравственные и культурно-исторические основы творчества композитора, его образный и музыкальный язык, теоретические аспекты изучения рахма-ниновского наследия (музыкального, литературного, эпистолярного). В этой связи совершенно грандиозной выглядела презентация изданных музеем-усадьбой новинок, в числе авторов которых М. Михеева, С. Сенков (его же транскрипции двух романсов Рахманинова), В. Антипов, А. Ляхович, А. Демченко, а также буклет и комплект открыток «Ивановки». О богатой па-литре изучаемых тем и проблем рахманиновского наследия свидетельствовали изданные за последние два-три года труды таких участников конференции, как А. Ярешко, И. Ханнанов, А. Ковалёв, В. Середа. Последний — музыковед-теоретик, педагог, методист, руководитель музыкальной школы «Лад» при Московской средней общеобразовательной школы № 261 — провел великолепный мастер-класс на тему «Принципы «новой модальности» в романсах С.В.Рахманинова».
В рамках конференции звучало много музыки под грифом «Неизвест-ный Рахманинов». В уютной Гостиной «Ивановки», куда, казалось, вот-вот войдут её былые хозяева, прекрасные вокалистки, лауреаты международных конкурсов Герензел Мацакова и Наталья Захарченко (невольно конкурируя с целым сонмом певуний-птиц) под аккомпанемент лауреата всероссийского конкурса Михаила Преображенского представили вниманию благодарных слушателей изумительные романсы, написанные дедом Сергея Рахманинова Аркадием Александровичем Рахманиновым. В концертном зале Усадебного дома не хватило мест для желающих послушать рахманиновскую Сонату для фортепиано № 1, d-moll, ор. 28 в исполнении лауреата международных конкурсов Артёма Ляховича (Украина), который накануне поразил всех еще и выставкой своей графики. А музыканты из Саратова, иллюстрируя новый том Полного академического собрания сочинений С. В. Рахманинова (Русское Музыкальное Издательство), впервые представили миру блестящие Салонные пьесы, ор. 10.
От обилия новых знаний, гаммы положительных эмоций и невероятно-го благоухания цветущих одновременно сирени, вишни, каштана, ландыша и земляники в эти два дня конференции немудрено было потерять рассудок… Но такового не случилось из-за трогательного внимания и заботливого отношения к каждому участнику и гостю «Ивановки» со стороны её директора, заслуженного работника культуры РФ А. И. Ермакова.
Александр Иванович — настоящий хозяин усадьбы (Сергей Васильевич, оценив его заслуги в деле управления хозяйством, непременно посвятил бы ему не один опус!) — поэтому Ермаков в своём выступлении докладывал всё про стратегию развития социально-экономического потенциала Музея-усадьбы С. В. Рахманинова. А потом сам лично и самовар выставлял на знаменитый стол перед мемориальным домом, сам лично и экскурсию проводил, да не только по недавно отреставрированному кабинету С. Рахманинова, но и по выставкам «С. В. Рахманинов. Жизнь. Творчество», «140 лет Ф. И. Шаляпина», а также по «боевым местам» (ведь ему на протяжении нескольких десятилетий в битвах со всякого рода трудностями удавалось побеждать, восстанавливая с нуля былую роскошь) усадьбы.
Общеизвестна любовь композитора С. В. Рахманинова к автомобилям, так вот эта «тяга к технике» передалась чудесным образом и Александру Ермакову, который нынче осваивает последнюю модификацию кофе-машины и по-мальчишески радуется, вручая желающим ароматный напиток с пенкой! В любую погоду он ежедневно накручивает километры по звенящему на разные голоса парку в заботе о порядке и чистоте ухоженной территории. О проблемах говорить не любит, хотя и без того ясно, что помощь в его беспокойном хозяйстве необходима. Благо сегодня по научно-организационной части появилась у А. И. Ермакова «правая рука» — Ирина Николаевна Вановская. Именно ей участники конференции обязаны исключительной информированностью по различным вопросам, четким выполнением графика работы, выпущенным к торжественному открытию пленарного заседания сборником «Тезисов докладов…» и обновлённым Интернет-сайтом тамбовской усадьбы «Ивановка», куда Сергея Васильевича Рахманинова так «влекла неведомая сила» и куда будет тянуть каждого, кто однажды сюда попал… Только здесь, кажется, и видна и слышна вся гармония мира.

Май, 2013 г.