Музей-усадьба С.В. Рахманинова

Издания

Заказы на издания Музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Ивановка» следует посылать
на e-mail: ivanovka@list.ru (копия: vanovskaya@inbox.ru)
Скачать: Бланк заказа изданий Музея-усадьбы С.В. Рахманинова Ивановка

Обычаи, нравы и развлечения русских: (из альбома Дж. А. Аткинсона): из собрания Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»: каталог выставки / отв. ред. И. Н. Вановская; Гос. Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2017. 44 c.: ил. ISBN  978-5-9909670-2-1

Каталог содержит материалы выставки «Обычаи, нравы и развлечения русских» (из альбома Дж. А. Аткинсона), основанной на оригинальных материалах графики XIX века из фондов Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы».

 

Захаров, А. А. Сюита [Ноты]: для струнного квартета; Соната: для скрипки и фортепиано / Андрей Захаров; ред. И. Н. Вановская; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». — Партитура и голоса. — Тамбов: РИО МУРИ, 2017. — 40 с., 5 парт. (24 с. разд. паг.). — Тит. л. парал. рус., англ. ISMN 979-0-9003245-0-4 

Сведения об авторе >>>

От автора >>>
 

Валькова, В. Б. С. В. Рахманинов: летопись жизни и творчества. Ч. 1: 1873—1899 / В. Б. Валькова; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», Всерос. музейное об-ние музыкальной культуры им. М. И. Глинки, Гос. ин-т искусствознания; отв. ред. И. Н. Вановская. — Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2017. — 276 с.: ил. ISBN  978-5-9909670-1-4

Титул. Аннотация. Содержание >>>>>

С. В. Рахманинов и русская музыкальная культура его времени [Текст]: сборник статей / В. Б. Валькова; отв. ред. И. Н. Вановская; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», Гос. ин-т искусствознания. — Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2016. — 200с.
Титил. Аннотация. От автора. Содержание>>>>>
Валькова Вера Борисовна — музыковед, доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, член Союза композиторов России, автор более 90 научных публикаций, посвященных проблемам музыкального тематизма, истории отечественной музыкальной критики, музыкальной культуры рубежа XIX—XX веков, творчеству В. Лютославского, Д. Шостаковича, А. Шнитке, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Р. Леденева и др. Среди опубликованных работ — монография «Музыкальный тематизм — мышление — культура» (Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. университета им. Н. И. Лобачевского, 1992), статьи для «Музыкальной энциклопедии» и «Большой советской энциклопедии» (1981).
Редактор-составитель нескольких научных сборников, участник многих международных научных конференций в России и за рубежом: в Москве, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Волгограде, Красноярске, Тампере (Финляндия), в Вильнюсе (Литва), в Берлине, Лёвене (Бельгия); организатор ряда международных научных конференций в Москве и Нижнем Новгороде. В. Б. Валькова выступает с лекциями и мастер-классами в разных вузах страны: Красноярске, Волгограде, Белгороде.

Иван Алексеевич Алчевский (1876—1917): [фотографии, фотооткрытки из фондов Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина]: комплект из 16 открыток / Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; Алуштинский литературно-мемориальный музей С. Н. Сергеева-Ценского; Музей-усадьба А. Н. Бекетова; Музей писателя И. С. Шмелева. — Тамбов: Арт-Инфо, 2016. — 16 л.: офсет. цв.; 10,5 × 14,8 см.

Иван Алексеевич Алчевский (15/27 декабря 1876, Харьков — 26 апреля / 9 мая 1917, Баку, похоронен в Харькове) — выдающийся русский оперный певец (лирико-драматический тенор).
Окончив Харьковский университет, уехал в Москву. Дебютировал в Большом театре, затем в Петербурге, в Мариинском театре, в партии Индийского гостя.
Музыкальный критик Э. Старк (Зигфрид) писал о молодом певце: «Это была победа материала, победа голоса, даже отнюдь не вооруженного искусством, ибо школы в ту пору Алчевский не имел никакой…». Четыре года (1901—1905) И.  А. Алчевский был солистом Мариинского театра, и за это время исполнил свыше 20 партий. Выступал в брюссельском театре Ла Монне, летом 1906 г. пел в лондонском театре «Ковент-Гарден», в «Манхэттен-опера» (Нью-Йорк), в 1907 г. гастролировал в Бостоне.
Вернувшись в Россию, в сезоне 1907/1908 г. И. Алчевский — солист московской Оперы С. Зимина. В марте 1908 г. он был приглашен в Большой театр.
В мае 1908 г. по приглашению С. Дягилева пел в «Борисе Годунове» М. Мусоргского в парижском театре «Гранд-Опера». В 1908—1910 гг. и 1912—1914 гг. — солист «Гранд-Опера». В 1910 г. в опере «Самсон и Далила» он так исполнил партию Самсона, что поразил самого автора. Сен Санс сказал певцу после спектакля: «Я хотел бы вас слышать во всех операх… Счастливы люди, которые могут аплодировать вам».
Гастролировал в Европе: в 1914 году в Лондоне (DruryLaneTheatre) выступал в «Борисе Годунове» (в партии Шуйского) и «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова (в партии Тучи) в партнерстве с Ф. И. Шаляпиным.

Летний вечер в Алуште[Ноты]: для скрипки и фортепиано/ Андрей Захаров; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». — Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. — 7 с.

Андрей Александрович Захаров — композитор, скрипач, педагог. Родился в Ростове-на-Дону в 1985 году. Выпускник Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова по классу скрипки (2011, класс профессора С. И. Нестерова) и аспирантуры по специальности «Искусство музыкально-инструментального исполнительства» (Ансамблевое исполнительство на струнных инструментах) (2013, класс профессора М. П. Черных)
С 2014 г. студент кафедры теории музыки и композиции РГК им. С. В. Рахманинова (класс композиции профессора В. С. Ходоша, с 2016 г. — класс композиции профессора В. Ф. Красноскулова). Лауреат IV Международного конкурса композиторов на создание произведений для хора (конкурсная  работа выполнена под руководством профессора В. С. Ходоша;    I премия; Вологда, 2016).
Автор циклов пьес для скрипки, прелюдий для фортепиано, хоровых и симфонических произведений (в том числе Симфониетты для оркестра, вокально-симфонической поэмы «Приношение Рахманинову», поэмы для смешанного хора «Видения» на стихи Н. Рубцова, поэмы для детского хора «На заре» и др.)
Впервые произведения А. Захарова изданы в 2014 году в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка»: это Поэма для баритона, хора и симфонического оркестра «Приношение Рахманинову» и «Воспоминание об Ивановке» для скрипки (флейты) и фортепиано.
Многие произведения автора получили воплощение на концертной эстраде: пьесы для скрипки (в исполнении автора, партия фортепиано — Олег Андреев, 2012), Сюита для флейты и кларнета (Александра Новикова, Юлия Головинова, 2015), Поэма «Приношение Рахманинову» (хор и оркестр РГК им. С. В. Рахманинова, солист — Артем Скоков, 2015), Соната для скрипки и фортепиано (Мария Романюк, Анастасия Трофимова, 2016), Сюита для струнного квартета (Николай Аверичев, Андрей Захаров, Екатерина Литвинова, Дарья Сулина, 2016).

С. В. Рахманинов и проблема исторической памяти России[Текст]: материалы Международной научно-практической конференции, 3—4 декабря 2015 года, Санкт-Петербург / Арт-Холдинг «Рахманинов», Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред. сост. И. Н. Вановская. — Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2016. — 188 с.

Титул Сведения об авторах Содержание>>>>>

Целью конференции был обмен современной научной информацией в области исследования жизни и творчества композитора, обобщение существующего опыта и обсуждение перспектив развития научных исследований.
На конференции обсуждались следующие проблемы: творчество Рахманинова и художественная культура России, С. В. Рахманинов: проблемы научной биографии композитора, творческое наследие С. В. Рахманинова: стиль, жанр, интерпретация, С. В. Рахманинов и его современники: культурно-исторические параллели, исполнительские аспекты изучения музыкального наследия С. В. Рахманинова.
Книга предназначена для специалистов в области исторического и теоретического музыкознания, текстологии, источниковедения, а также широкого круга читателей, интересующихся творчеством С. В. Рахманинова.

Материалы II Научного собрания памяти С. В. Рахманинова, 14―15 мая 2015 года / Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». — Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2016. — 174 с.

Сборник включает в себя материалы докладов II Научного собрания памяти С. В. Рахманинова. Собрание состоялось 14―15 мая 2015 года в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка» и было посвящено 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского.
Целью Собрания был обмен современной научной информацией в области исследования жизни и творчества С. В. Рахманинова и П. И. Чайковского, обобщение существующего опыта и обсуждение перспектив развития научных исследований.
На Собрании обсуждались следующие проблемы: П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов: творческие параллели; Духовно-нравственные и культурно-исторические основы творчества С. В. Рахманинова; творческое наследие С. В. Рахманинова: стиль, жанр, интерпретация; проблемы научной биографии композитора; педагогические проблемы освоения творческого наследия.
Книга предназначена для специалистов в области исторического и теоретического музыкознания, текстологии, источниковедения, а также может привлечь внимание широкого круга читателей, интересующихся творчеством С. В. Рахманинова.
СОДЕРЖАНИЕ

Произведения пензенских композиторов: [Ноты]: оригинальные сочинения для хора, ансамбля, фортепиано: оркестровые переложения романсов С. В. Рахманинова: сборник / ; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; Пензенское регион. отд-ние Союза композиторов РФ; ред. И. Н. Вановская. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. – 60 с.

Публикуемые в сборнике произведения принадлежат пензенским профессиональным композиторам разных поколений. Среди них — учителя и ученики, молодые композиторы и известные мастера. Представленные в сборнике сочинения знакомят с различными жанрами и направлениями их творчества. Издание содержит не только оригинальные сочинения, но и переложения произведений С. В. Рахманинова.
Сборник адресован профессиональным музыкантам, учащимся и студентам музыкальных учебных заведений, а также широкому кругу любителей музыки.

СОДЕРЖАНИЕ

С. РАХМАНИНОВ. «Отрывок из Мюссе». Романс fis-moll. Ор. 21 № 6.
Переложение для голоса, струнных и фортепиано Е. ГУСЕВА. Пер. А. Апухтина
С. РАХМАНИНОВ. «У врат обители святой». Романс g-moll. 1890.
Переложение для баса и симфонического оркестра Е. ГУСЕВА. Сл. М. Ю. Лермонтова
А. ПОЗДНЯКОВ. Вокализ «Памяти Рахманинова» для детских голосов,
виолончели и фортепиано
Е. БЕЛОНОЖКО. «Иней». Романс. Сл. К. Бальмонта
Е. БЕЛОНОЖКО. Прелюдия gis-moll. Adagio doloroso
Прелюдия d-moll. Scherzando
Прелюдия f-moll. Animato con spiritо
А. ФРОЛОВА. Streets (Улицы) из цикла «Акварели». Сл. П. Верлена
А. ШТЕЙНВИЛЬ. Избранные вариации из цикла «Анекдотические вариации на весьма легкомысленную тему в стилях композиторов различных эпох»

. С. Прокофьев и С. Рахманинов[Текст]: к 125-летию С. С. Прокофьева /Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; авт.-сост. Е. В. Кривцова; ред. И. Н. Вановская. — Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2016. — 47 с.; ил.

Научно-популярное издание освещает малоизвестные широкому кругу читателей страницы биографии С. С. Прокофьева, его личные и творческие контакты с С. В. Рахманиновым, раскрывает тему непростых взаимоотношений двух великих русских композиторов, содержит редкие документы и фотографии.
Текст буклета Е. В. Кривцовой основан на материале доклада, про-читанного на I Научном собрании памяти С. В. Рахманинова 23―24 мая 2014 года в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка», а также включает в себя фрагменты воспоминаний С. С. Прокофьева и его современников.
Издание представляет интерес для широкого круга читателей, инте-ресующихся жизнью творчеством С. С. Прокофьева и С. В. Рахманинова.

Елена Владимировна Кривцова — историк-архивист, ведущий специалист Научно-исследовательского центра Дома русского зарубежья имени А. Солженицына (Москва). Имеет ряд публикаций в журналах, научных изданиях ВМОМК им. М. И. Глинки, Дома русского зарубежья имени А. Солженицына, Российской государственной библиотеки, Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Е. В. Кривцова подготовила и опубликовала воспоминания М. А. Мендельсон-Прокофьевой о С. С. Прокофьеве. Область научных интересов автора — советская музыкальная культура (1920—1940), история русского музыкального зарубежья, жизнь и творчество Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича.

Рахманинов, С. В. Скерцо [Ноты]: для симфонического ор-кестра: переложение для двух фортепиано / С. В. Рахманинов; перелож. М. В. Солововой; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», Сарат. гос. консерватория им. С. В. Собинова. — Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. — 27 с.
Рецензенты:
заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой специального фортепиано Российской академии музыки им. Гнесиных, профессор В. М. ТРОПП
заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой специального фортепиано Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, профессор А. А. СКРИПАЙ
Марина Владимировна Соловова — пианистка, старший преподаватель кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова.
Родилась в Грузии. С 10 лет живет в Саратове. Выпускница Музыкально-эстетического лицея им. А. Г. Шнитке (г. Энгельс, Саратовской области), класс заслуженного работника культуры РФ Н. И. Розенфельд (1999); Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова (2004) и ассистентуры-стажировки (2007), класс заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного артиста РФ, профессора А. А. Скрипая.
С 2001 г. работает в консерватории, с 2005 г. — на кафедре специального фортепиано. Является лауреатом международных конкурсов в Греции, Болгарии, Венгрии и Германии.
Успешно занимается педагогической деятельностью. Среди учеников Марины Владимировны — лауреаты и дипломанты исполнительских конкурсов различного уровня.
Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом (Венгрия, Китай, Чехия). Входит в состав жюри национальных и международных музыкальных конкурсов.
М. В. Соловова со студентами своего класса постоянно выступает в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка» с сольными программами и в составе камерных ансамблей. Является одним из инициаторов совместного творческого проекта Музея-усадьбы и Саратовской консерватории «Саратов — Ивановка», в рамках которого регулярно проходят концерты, фестивали, мастер-классы и исполнительские ассамблеи.

Рахманинов, С. В. Избранные пьесы [Ноты]: № 1. Элегия. № 5. Серенада: ор. 3. Полька В. Р.: переложение для фортепиано в 4 руки / С. В. Рахманинов; перелож. ; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2016. 33 с.

Людмила Николаевна ЕГОРОВА — один из ведущих преподавателей Музыкально-эстетического лицея им. А. Г. Шнитке (г. Энгельс, Саратовской области). Выпускница Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (1980), классе доцента А. Н. Чередниченко. С 1982 по 1993 год работала преподавателем Восточно-Казахстанского государственного университета, с 1993 года — преподаватель Музыкально-эстетического лицея им. А. Г. Шнитке. Л. Н. Егорова — продолжатель музыкальных традиций фортепианного и педагогического искусства Б. А. Гольдфедера и М. В. Гринберг. Ведет активную исполнительскую деятельность, выступая в составе различных камерных ансамблей.

Луганская, А. Н. Мальчик и музыка / А. Н. Луганская; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; отв. ред. И. Н. Вановская. Ивановка, 2015. Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2015. — 232 с. ISBN 978-5-91253-621-2

От автора>>>

Настоящая книга представляет собой записки матери выдающегося русского пианиста Николая Луганского. В ней прослеживается история предков этого замечательного музыканта, рассказывается о его детских и юношеских годах, о его музыкальном образовании, полученном в Москве в Центральной музыкальной школе и в Московской государственной консерватории. Повествование заканчивается 1994 годом, когда состоялся Х Международный музыкальный конкурс им. П. И. Чайковского, на котором Николай Луганский стал лучшим по специальности «Фортепиано».
Книга представляет интерес для широкого круга любителей музыкального искусства.

Анна Николаевна Луганская родилась в 1942 году в г. Сталинабаде, Таджикской ССР (ныне г. Душанбе). Ее родители были агрономами-виноделами. После окончания школы в 1958 году поступила в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова в Москве, который закончила в 1963 году. Работала в Институте биохимии им. А. Н. Баха РАН в лаборатории фотобиохимии, окончила там аспирантуру и защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук. В настоящее время находится на пенсии.
А. Н. Луганская замужем. Ее муж — Луганский Лев Борисович, доктор технических наук, работает в Институте физических проблем им. П. Л. Капицы РАН. У них два сына: Кирилл (1966 г. р.) и Николай (1972 г. р.)

Некрасов, М. А. Поленовы на тамбовской и саратовской земле / М. А. Некрасов; отв. ред. И. Н. Вановская; Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». Тамбов: Издательство Перщина Р. В., 2015. 284 с.

Книга известного краеведа Михаила Александровича Некрасова посвящена жизни нескольких поколений рода Поленовых и родственных ему фамилий. В основу исследования лег семейный архив известного русского художника, мастера исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагога, народного художника РСФСР Василия Дмитриевича Поленова (1844—1927).
Монография М. А. Некрасова посвящена пребыванию Поленовых на тамбовской и саратовской земле, в усадьбах Ольшанка, Грушевка, Волхонщино, Богословка, Анашка и Зубриловка, а также истории этих усадеб и биографии их владельцев ― Воейковых, Вышеславцевых, Андреевских, князей Прозоровских-Голицыных.
В книге впервые публикуются неизвестные архивные документы, письма и воспоминания семьи Поленовых и близких им фамилий. Получили освещение новые факты творческой и личной биографии В. Д. Поленова и его семьи.
Книга предназначена для специалистов в области искусствознания, исторического краеведения, а также представляет интерес для широкого круга читателей.

Ермаков А. И. П. И. Чайковский в Тамбовской губернии: к 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского  (7.V.1840 — 6.XI.1893) / А. И. Ермаков; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». ― Ивановка, 2015. ― 47 с.

Буклет рассказывает о тамбовском адресе великого композитора Петра Ильича Чайковского ― селе Усово, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии (ныне Бондарский район, Тамбовской области), где композитор бывал в период с 1871 по 1876 год.
Издание представляет интерес для широкого круга читателей.

Ермаков Александр Иванович ― выдающийся деятель российской музыкальной культуры, инициатор и организатор воссоздания в Ивановке усадьбы Сатиных ― Рахманиновых. В течение 43 лет является неизменным руководителем Музея-усадьбы С. В. Рахманинова. Активный пропагандист творчества С. В. Рахманинова.
Просветительская деятельность А. И. Ермакова огромна и беспрецедентна.
Он  является инициатором и организатором многочисленных международных конференций, фестивалей, музыкальных ассамблей.
Автор и руководитель издательских проектов, многочисленных научных и научно-просветительских публикаций, посвященных творческому наследию и биографии С. В. Рахманинова,  проблемам изучения, сохранения и использования исторического наследия.
Заслуженный работник культуры Российской Федерации, обладатель Золотой медали и звания Лауреата премии Фонда Ирины Архиповой, победитель Конкурса на лучшее мероприятие в сфере молодежного событийного туризма ЦФО «Событие-2014», лауреат Премии ЦФО в области литературы и искусства 2013 года.

Ковалев, А. Б.  С. В. Рахманинов  и  традиционные  жанры  русской  духовной музыки: исследование / А. Б. Ковалев; Акад. хорового искусства  им. В. С. Попова,  Музей-усадьба  С. В. Рахманинова  «Ивановка». Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2015. 104 с.

В исследовании «С. В. Рахманинов и традиционные жанры русской духовной музыки» рассматриваются теоретические основы и исторический путь развития хоровых циклов Литургии и Всенощного бдения, духовного концерта, получивших яркое воплощение в творчестве русских композиторов. Особое место отведено освещению этих жанров в духовно-музыкальном наследии великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова.
Книга предназначена для профессиональных музыкантов, а также представляет интерес для широкого круга читателей.

Андрей Борисович Ковалев ― кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Академии хорового искусства имени В. С. Попова, автор учебного пособия «История и теория богослужебного пения», статей о русской духовной музыке XIX―XX веков, о библейско-христианской тематике в современной музыке. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII―XX веков. Специфика жанра и организация цикла».
Является также певчим и головщиком в храме на клиросе.

Фролов, С. В. Музыкально-исторические этюды: Чайковский: сборник статей. Выпуск второй / С. В. Фролов; отв. ред. И. Н. Вановская; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». — Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2015. — 226 с.

175-летию со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (7.V.1840 — 6.XI.1893)

Второй выпуск «Музыкально-исторических этюдов» известного петербургского музыковеда Сергея Владимировича Фролова посвящен проблемам жизни и творчества великого русского композитора П. И. Чайковского. Музыкально-исторические этюды написаны в разные годы деятельности и опубликованы в течение последних двадцати лет. Автор рассматривает основные произведения композитора в контексте истории русской литературы и музыки. Как и первый выпуск музыкально-исторических этюдов, посвященных С. В. Рахманинову, второй выпуск ориентирован на исследовательские традиции выдающегося отечественного музыковеда Б. В. Асафьева, в частности на его «Симфонические этюды».
Последовательность большинства текстов предопределена хронологией появления исследуемых произведений в творчестве Чайковского, что в основном совпадает и с хронологией трудов автора.
Книга предназначена для профессиональных музыкантов, а также представляет интерес для широкого круга читателей.

 Материалы I Научного собрания памяти С. В. Рахманинова, 23―24 мая 2014 года / Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». — Ивановка: Изд-во Першина Р. В., 2015 — 216 с.
Сборник включает в себя материалы докладов I Научного собрания памяти С. В. Рахманинова. Собрание состоялось 23―24 мая 2014 года в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка» и было посвящено Году Культуры в России ― 2014.
Целью Собрания был обмен современной научной информацией в области исследования жизни и творчества композитора, обобщение существующего опыта и обсуждение перспектив развития научных исследований.
На Собрании обсуждались следующие проблемы: творческое наследие С. В. Рахманинова: стиль, жанр, интерпретация; культурно-исторические параллели; современный музей: проблемы изучения, сохранения и использования исторического наследия.
Книга предназначена для специалистов в области исторического и теоретического музыкознания, текстологии, источниковедения, а также представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся творчеством С. В. Рахманинова.
Содержание>>>

Захаров А. Воспоминание об Ивановке: для скрипки (флейты) и фортепиано. Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка». Тамбов: Изд-во ПершинаР.В., 2014. 12 с.

Андрей Александрович Захаров ― молодой композитор, скрипач, педагог. Родился в Ростове-на-Дону. Выпускник Ростовского колледжа искусств (2006), Ростовской государственный консерватории имени С. В. Рахманинова по классу скрипка (2011). Окончил аспирантуру на кафедре камерного ансамбля (класс профессора М. П. Черных). В настоящее время является студентом РГК им. С. В. Рахманинова по специальности композиция (класс профессора В.С. Ходоша). Посвятил большую часть жизни изучению жизни и творчества Сергея Васильевича Рахманинова, в родовом имении которого,  усадьбе «Ивановка»,  создает основные темы своих сочинений.

Захаров А. Приношение Рахманинову: поэма для баритона, хора и симфонического оркестра. Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка». Партитура. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2014. 30с.

Андрей Александрович Захаров ― молодой композитор, скрипач, педагог. Родился в Ростове-на-Дону. Выпускник Ростовского колледжа искусств (2006), Ростовской государственный консерватории имени С. В. Рахманинова по классу скрипка (2011). Окончил аспирантуру на кафедре камерного ансамбля (класс профессора М. П. Черных). В настоящее время является студентом РГК им. С. В. Рахманинова по специальности композиция (класс профессора В.С. Ходоша). Посвятил большую часть жизни изучению жизни и творчества Сергея Васильевича Рахманинова, в родовом имении которого,  усадьбе «Ивановка»,  создает основные темы своих сочинений.

С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы V Международной научно-практической конференции, 15―16 мая 2013 года / Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред.-сост. И. Н. Вановская. — Ивановка: РИО МУРИ, 2014. — 294 с.

ISBN  978-5-906453-06-8

Сборник включает в себя материалы докладов V Международной научно-практической конференции «С. В. Рахманинов и мировая культура», посвященной 140-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (1873—1943). Сборник состоит из разделов, объединенных общей темой: Духовно-нравственные и культурно-исторические основы творчества С. В. Рахманинова; Творческое наследие С. В. Рахманинова: стиль, жанр, интерпретация; Образный строй и музыкальный язык произведений С. В. Рахманинова; Теоретические аспекты изучения музыкального наследия С. В. Рахманинова; С. В. Рахманинов: проблемы научной биографии композитора; С. В. Рахманинов и его современники; Проблемы изучения, сохранения и творческого освоения исторического наследия.
Книга предназначена для специалистов в области исторического и теоретического музыкознания, текстологии, источниковедения, а также представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся творчеством С. В. Рахманинова.

Фролов, С. В. Рахманинов: Музыкально-исторические этюды: сборник статей / С. В. Фролов; отв. ред. И. Н. Вановская. — Ивановка: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2014. — 120 с.

ISBN 978-5-906453-05-1
Книга известного петербургского музыковеда Сергея Владимировича Фролова включает в себя шесть музыкально-исторических этюдов, написанных в разные годы его деятельности и посвященных жизни и творчеству Сергея Васильевича Рахманинова. Этюды рассматривают ключевые произведения композитора как часть истории русской и мировой музыкальной культуры, освещая общие вопросы творчества композитора в широком музыковедческом контексте. Автор, используя все многообразие подходов, аналогий, сравнений и прямых характеристик, передает уникальность как отдельных произведений С. Рахманинова, так и всего его творчества в целом. Книга предназначена для профессиональных музыкантов, а также представляет интерес для широкого круга читателей.

Православная история и традиционная культура: тезисы VI международной научно-практической конференции, 24 марта 2014 года / Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка»; ред.-сост. И. Н. Вановская. — Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2014. — 98 с. ISBN 978-5-91253-520-8

Сборник включает в себя тезисы докладов VI Международной на-учно-практической конференции «Православная история и традиционная культура», посвященной 100-летию канонизации святителя Питирима Тамбовского и Году Культуры в России ― 2014. Сборник состоит из разделов, объединенных общей темой: История церкви и православное краеведение; Православная история и русская музыкальная культура; На-учно-методические проблемы этнопедагогики; Вопросы сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности; Опыт изуче-ния, сохранения и трансляции исторического наследия.
Книга предназначена для специалистов в области православной истории, этнопедагогики, традиционной культуры, музыкознания, музееведения, а также представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся православной историей и традиционной культурой.

Демченко А. И. Сергей Рахманинов. Звёзды и тернии «русского пути» / А. И. Демченко; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». — Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2013. – 140 с.

Монография доктора искусствоведения, профессора А. И. Демченко приурочена к 140-летию со дня рождения и 70-летию со времени смерти С. В. Рахманинова (1873—1943). Рассмотрение основных этапов творческой эволюции выдающегося музыканта осуществляется на основе осмысления магистралей художественного мира, представленного в произведениях композитора.
Книга предназначена для специалистов в области исторического музыкознания, а также представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся творчеством С. В. Рахманинова.

С. В. Рахманинов и мировая культура: тезисы  V международной научно-практической конференции, 15―16 мая 2013 года  / Музей-усадьба С. В.  Рахманинова «Ивановка»; ред.-сост. И. Н. Вановская. – Тамбов: издательство Першина Р. В., 2013.  – 114 с.

Сборник включает в себя тезисы докладов V  Международной  научно-практической конференции «С. В. Рахманинов  и мировая культура», посвященной 140-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943). Сборник состоит из разделов, объединенных общей темой: Духовно-нравственные и культурно-исторические основы творчества С. В. Рахманинова; Творческое наследие С. В. Рахманинова: стиль, жанр, интерпретация; Образный строй и музыкальный язык произведений С.В. Рахманинова; Теоретические аспекты изучения музыкального наследия С. В. Рахманинова; С. В. Рахманинов: проблемы научной биографии композитора; С. В. Рахманинов и его современники; Проблемы изучения, сохранения и творческого освоения исторического наследия.
Книга предназначена для специалистов в области исторического и теоретического музыкознания, текстологии, источниковедения, а также представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся творчеством С. В. Рахманинова.

Ляхович А. В. Символика в поздних произведениях Рахманинова: монография / А.  В.  Ляхович; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». — Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2013. – 184 с.

Монография посвящена анализу символики в музыке С. В. Рахманинова. Поздние произведения композитора рассматриваются как трехуровневые символические структуры, а поле значений их символики — как многоуровневая целостность, общая для всех шести циклов позднего периода творчества и имеющая несколько альтернативных «сюжетов-мифологем». Некоторые аспекты анализа посвящены малоисследованным сторонам музыки Рахманинова, таким как проблема полистилевого мышления композитора, роль китча в его поэтике, связи позднего стиля Рахманинова с развлекательной культурой Запада 1920—1940-х гг. и др. Композиторское творчество Рахманинова в целом трактуется как «макроцикл», объединенный системой мотивной символики.
Книга предназначена для специалистов в области исторического музыкознания, культурологии, музыкальной семантики и герменевтики, а также представляет интерес для широкого круга читателей.

В.П.Середа. Загадки гармонической ткани. «Новая модальность» в романсах С. Рахманинова / В. П. Середа; ред. И. Н. Вановская; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». – Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2013. – 80 с.

Книга В. П. Середы «Загадки гармонической ткани. „Новая модальность“ в романсах С. Рахманинова» определяет место великого русского композитора как продолжателя новаторских традиций национальной русской музыки.
На примере романсов С. Рахманинова автор рассматривает особые черты его музыкального языка, выделяя на первый план вопросы о природе гармонической ткани, ее смысловом наполнении, гармоническом сочетании элементов и принципов тональной и модальной систем.
В книге формулируется ряд теоретических положений о взаимосвязи тональных функций гармонических элементов и модальных позиций звуков и созвучий, о различных вариантах ладовых структур, о многообразии модальной основы гармонической ткани, о модальной природе созвучий.
Рассматривая процесс эволюции тональной системы в XIX и XX вв., автор формулирует вывод о принципах «новой модальности» — системе организации гармонической ткани, получившей своеобразное индивидуальное развитие в творчестве большинства творцов новой музыки первой половины XX века, среди которых С. В. Рахманинов по праву занимает видное и почетное место.
Книга предназначена для специалистов в области теоретического музыкознания, преподавателей музыкальных вузов и студентам, изучающим курс гармонии, а также представляет интерес для исследователей творчества С. В. Рахманинова.

Антипов, В. И. Творческий архив С. В. Рахманинова: указатель произведений: сборник статей / В. И. Антипов;  –  Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2013. – 135 с. ISBN 978-5-91253-473-7

Сборник статей известного российского ученого Валентина Ивановича Антипова включает в себя статьи, посвященные творческому наследию С. В. Рахманинова. Сборник состоит из двух разделов, объединенных общей темой.
Первый раздел представляет собой полный хронологический Указатель произведений С. В. Рахманинова, который содержит архивные шифры мест хранения автографов композитора, а также в ряде случаев необходимую аннотацию по истории возникновения замыслов произведений.
Второй раздел посвящен проблемам методологии источниковедения, неизвестным произведениям С. В. Рахманинова, отдельным редакциям и вариантам, а также вновь обнаруженным источникам творчества композитора.
Книга предназначена для специалистов в области исторического музыкознания, текстологии, источниковедения, а также представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся творчеством С. В. Рахманинова.

С. В. Рахманинов. Романсы [Ноты]: У моего окна. Весенние воды: транскрипции для фортепиано / С. В. Рахманинов; транскрипции С. Е. Сенкова; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». – Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2013. – 10 с.

От автора

Общепризнано, что Рахманинов является одним из величайших мелодистов в истории музыки. Поэтому неудивительно, что, как и темы его инструментальных сочинений, вокальные партии его романсов поражают своей красотой и неординарностью. В то же время известно, что ценность романсов Рахманинова далеко не исчерпывается свойствами мелоса, и многие из них представляют собой не традиционные вокальные сочинения с сопровождением, а скорее фортепианные произведения с участием голоса. В них партия фортепиано зачастую столь развита и самостоятельна, что её нельзя назвать аккомпанементом, а пианист — не просто полноправный участник ансамбля, но его явный лидер.
Очевидных причин этого две. Одна из них — полифоничность языка Рахманинова-композитора. При одноголосной вокальной строчке это подразумевает подробно разработанную фортепианную партию, которая таким образом часто становится главной. Другая причина — гениальность Рахманинова-пианиста, который просто не мог писать для своего инструмента примитивно и бедно.
В результате – богатство фортепианной партии романсов Рахманинова, иногда граничащее с самодостаточностью, провоцирует многих на создание их чисто фортепианных версий. Собственно, начало было положено самим композитором, создавшим восхитительные транскрипции собственных романсов «Сирень» и «Маргаритки».
Автор этих строк в работе над предлагаемыми транскрипциями придерживался принципа минимального вмешательства в оригинальный текст, стараясь создать иллюзию того, что они принадлежат самому композитору. Учитывая специфику жанра фортепианной транскрипции — с одной стороны, и совершенство первоисточника — с другой, основной задачей было не добавление эффектных «цветистых» подробностей, а просто максимально органичная адаптация материала для исполнения solo.
Обе транскрипции написаны в период подготовки к Первому всесоюзному конкурсу пианистов имени С. В. Рахманинова, который прошёл в Москве в ноябре–декабре 1983 года. Впервые исполнены автором в декабре 1983 года — на одном из концертов победителей конкурса в Доме композиторов.

Сергей Сенков

С. Е. Сенков. С. В. Рахманинов: сборник статей / С. Е. Сенков; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». – Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2013. – 134 с.

Сборник статей известного российского пианиста, кандидата искусствоведения Сергея Евгеньевича Сенкова включает в себя статьи, посвящённые творчеству великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова. С. Е. Сенков давно и плодотворно работает в области рахманиноведения, отдавая предпочтение изучению фортепианных произведений композитора, непосредственно связанных с его исполнительской деятельностью.
Работы, включенные в книгу, самим автором структурированы в два раздела, объединенные общей темой. В первый раздел «Рахманинов имировая музыкальная культура» входят две статьи, освещающие общие вопросы творчества композитора в широком музыковедческом контексте. Произведения Рахманинова рассматриваются как полноправная часть музыки XX века.
Второй раздел «Проблемы стиля и интерпретации» посвящён рассмотрению вопросов композиторского и исполнительского стиля, интерпретации произведений Рахманинова, исследованию музыкального языка композитора.
Книга предназначена для профессиональных музыкантов, а также представляет интерес для широкого круга читателей.

Вановская, И. Н., Еричева, С. Е.  Романтические черты формообразования в фортепианных сонатах С.Рахманинова / И. Н. Вановская, С. Е. Еричева // Музыкальная академия. – 2013. – №1. – С.66-70.

Статья посвящена романтическим чертам формообразования в творчестве С. В. Рахманинова, которые рассматриваются на примере фортепианных сонат. Сонатно-симфонические циклы Рахманинова при сохранении основных закономерностей классического формообразования, испытывают на себе влияние западноевропейского романтизма. Так, композиция сонат соответствует классическим принципам драматургии, а внутреннее строение частей (тональные планы, тематическое развитие, особенности гармонии) отличается романтической направленностью. Авторы, опираясь на труды по музыкальной форме, рассматривают романтические черты формообразования в содержательном, драматургическом, композиционном, тематическом, тональном аспектах.

М. В. Михеева  Архив С. В. Рахманинова в Петербурге как источник изучения творчества и биографии композитора / М. В. Михеева; Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка». – Тамбов; Ивановка, 2012. – 208 с.; 32 цв. илл. ISBN 978-5-98429-100-2

Монография посвящена комплексному рассмотрению «петербургского архива» С. В. Рахманинова как музыкально-исторического источника, воссозданию на его основе неизвестных ранее страниц творческой биографии композитора. В книге описан весь комплекс документов «петербургского архива» Рахманинова, особое внимание уделено автографам — их выявлению, описанию и изучению. Осуществлена комментированная публикация неизвестных музыкальных и эпистолярных архивных документов. Получили освещение новые факты творческой и личной биографии композитора.
   Книга предназначена для специалистов в области исторического музыкознания, текстологии, источниковедения, а также представляет интерес для широкого круга читателей.